Заметки психолога
«Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»
Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания.
- Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей.
- Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников.
Я приветствую, ВАС!
«Здравствуйте, дорогие родители! Искренне я с Вами. Предлагаю сегодня с вами поговорить о детях и взрослых. Вы тоже были детьми, и, наверное, у каждого найдется детская мечта, или желание, которые не были реализованы по разным причинам, появлялось чувство обиды и не понимания со стороны родителей. Но все - таки семья – это самое главное в жизни для каждого из нас. Может быть именно сегодня у вас появится возможность еще лучше понять своих детей и найти путь к пониманию.
Проявите активность!
Читайте, думайте и говорить от своего имени, так как вы действительно мыслите здесь и сейчас.
Представляю, Вам интересные психологические упражнения. Готовы!?
«В детстве я был(а)…
Предлагаю ответить на первый и важный вопрос: «Меня зовут…В детстве меня называли (мама, папа, друзья, бабушка, дедушка...) …» Какие чувства у вас возникли от произношения собственного имени. Какое имя вызвало самые нежные воспоминания детства?
«Солнце любви».
Мы живем с вами в очень активное время. Мир вокруг кружится и изменяется. Нередко мы что-то не успеваем. Но мы всегда должны успевать говорить теплые добрые слова своему ребенку, признавать его успехи, подбадривать и признавать его исключительность и ндивидуальность.
А давайте порисуем!? На листе бумаги нарисуйте символ тепла и добра-солнце, в центре которого пишите имя своего ребенка ( начните с того, кому сейчас больше всего нужна ваша поддержка). На каждом лучике солнышка перечислите самые прекрасные качества ребенка. Предлагаю поделиться прекрасным качеством вашего ребенка со своим Я. Какие чувства у вас возникли от тог, что у вашего ребёнка вы нашли столько прекрасных качеств. Послушайте свое сердце.
«Речевая разминка»
Попросите своих домочадцев продолжить мудрые народные изречения. Начните крылатую фразу, а вашим детям и МУЖУ необходимо будет закончить фразу (можно хором)
- солнышке тепло, а при матери (добро).
- У ребенка заболит пальчик, а у мамы (сердце).
- Где сын молодец, там и хороший (отец).
- Птица рада солнышку, а младенец (матери).
- Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и (сын).
- Материнский гнев, что весенний (снег).
- Нет такого дружка, как родная (матушка).
- Отец наказывает, отец и (хвалит).
Как вам такая домашняя игра? Согласитесь, на три минуты вы сейчас были все вместе. И это здорово!
«Недетские запреты»
Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
А теперь упражнение на сопротивление. Предлагаю вам побыть в теле ребёнка. Попробуй те самому себе проговорить запреты в ЖЁСТКОЙ ФОРМЕ, которые вы говорите ребёнку, что ему запрещаете делать, и не объясняете почему. Когда говорите какой-либо запрет –щипайте ту часть тела куда этот запрет направлен. Например: «Не кричи!» — ущипните рот, «Не бегай» —ущипните ноги и т.д.
Какие чувства у вас возникли. Что вам захотелось сделать. Какое и сопротивление вы почувствовали. В какой части тела оно отозвалось?Что вам хотелось сделать? Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
Зачастую взрослые, делая замечания детям в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.
В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например: Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»). Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи — говори спокойно». Обращение к ребенку становится позитивным, т.е. предполагается ответное действие, а не бездействие.
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель?
«Представьте, что вы дети. Попробуйте (можно не писать, а проговорить) написать письмо родителям о том, что нужно для счастья детей».
ЗАПОМНИТЕ!!!!!!!!
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Ваш психолог Вершинина Ольга Сергеевна